27 февраля в нашей школе прошел школьный этап всероссийского конкурса «Живая классика». Учащиеся 6-10 классов читали произведения любимых писателей, а зрители и жюри окунулись в огромный мир литературы. Ведь книга — это самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее… Во вступительном слове учитель русского языка и литературы Нечахина Ж.А. рассказала об истории этого замечательного проекта, а Асташкина Е.Н. - об участии наших учащихся в этом конкурсе. Затем было представлено компетентное жюри, и полились строки полюбившихся произведений. Открыли конкурс учащиеся 4 класс (они читали произведения вне конкурса). Анна Атякшина прочла стихотворение в прозе «Лебеди» великого классика русской литературы Л.Н.Толстого, а Алина Байкова - рассказ детского писателя Сергея Куцко «Волки». Великая Отечественная война – для нас история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких. Книги о народном подвиге стали выдающимся литературным памятником тем, кто добыл в жестокой борьбе Победу. Книги о тех огненных годах оставили миру на века память о великом мужестве великого народа. Книги эти - не только реквием по павшим, в них заветы и ныне живущим. "В списках не значился" - замечательная книга известного писателя Бориса Васильева, рассказывающая о подвиге защитников Брестской крепости. Учащаяся 6 класса Гудкова Анастасия проникновенно прочла отрывок из романа Бориса Васильева «В списках не значился». Суханова Софья, учащаяся 7 класса, прочитала отрывок из повести В.Железникова «Чучело», писательский призыв которого – жить по совести, заступаться за слабых и незаслуженно обиженных. Проблемы духовного развития растущей личности, стоящие в центре произведений Владимира Железникова, решаются, как правило, нетрадиционно, смело и мастерски. Даже в самых обыденных, обыкновенных событиях он находит и показывает многообразие богатой мыслями и переживаниями духовной жизни человека. Пишет он о человеческих чувствах с неподдельной искренностью, заставляя нам принять близко к сердцу все то, что происходит с его героями. Писателем ведется серьезный разговор с читателем не только о том, какими должны расти дети, но и как должны поступать в том или ином случае взрослые, ставится и глубоко разрабатывается тема человеческих отношений в семье, школе, в повседневной жизни. Широко известная его повесть «Чучело» рассказывает о жизни современных школьников, о нравственном конфликте, когда девочка взяла на себя чужую вину и, застенчивая, нерешительная, в момент испытаний проявила стойкость и мужество. Гришин Захар, кадет 8 класса, обратился к творчеству И.С.Тургенева, который сознательно сближал прозу с поэзией, устанавливая равновесие между ними. Он стремился к прозе, обладающей всеми возможностями поэтической речи, к прозе гармонически упорядоченной, лирической, соединяющей в себе точность, логичность мысли со сложностью поэтического настроя, словом, стремился, в конечном счёте, к стихотворениям в прозе. Стихотворения в прозе И. С. Тургенева — это лирические миниатюры, в которых отразились самые сокровенные мысли и чувства автора. Написаны эти художественные произведения в форме философских рассуждений, воспоминаний, снов, житейских историй на самые разнообразные темы: о любви, о жизни и смерти, о добре и зле, о подвиге и трусости. Творчество Бориса Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края». Лейтмотив его произведений — реальные жизненные будни простого человека. Дмитрий Шеваров, обозреватель газеты «Труд» писал: «Всякий, кто читал хоть один рассказ Екимова, наверняка запомнил писателя. И хотя все его герои — жители задонских хуторов, каждый скажет: это про нас, про меня. Про нашу жизнь — тревожную, разбитую на осколки. Силой таланта и любви писатель бережно собирает эти осколки в повествование, которое, думаю, надолго останется в русской литературе как честное свидетельство обо всем, что мы испытали в последние 20 лет». О своем жизненном и творческом пути Екимов говорит так:«Всякую хорошую литературу ведет тоска по хорошему человеку. Литература должна подвигать к доброму размышлению и созиданию, а рождается она, наверное, тогда, когда человек видит и хочет сказать, что человечество может жить гораздо лучше… Это попытка заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою короткую жизнь пристойно…» Произведения Бориса Екимова переводились на английский, испанский, итальянский, немецкий, французский и другие языки. Рассказы Бориса Екимова полюбились ученикам 8 класса Крюкову Дмитрию и Будановой Елизавете. Очень чувственно прозвучали произведения «Ночь исцеления» и «Говори, мама, говори…» Женщина и война… Эти два понятия априори не совместимы и несут в себе явную противоположность. Но военные годы диктовали другие правила, в которых дыхание фронта не щадило ни кого, а женщину – тем более. Еще вчера девочки-выпускницы кружились в вальсе, а сегодня их хрупкие плечи обнимает военная форма. Осталось совсем немного, кто сегодня может рассказать о женщинах войны. Те девочки не успели мамами стать , а учились выполнять неженскую работу. Не каждая из них дошла до Берлина, не у каждой на груди сверкали высшие воинские награды. К теме «Женщина и война» обратилась учащаяся 9 класса Карчева Карина. Рассказ Пономаренко Елены «Леночка» никого не оставил равнодушным. А завершила конкурсную программу Гусятникова Юлия (10 класс) с рассказом американский писатель О.Генри «Последний лист», автора более 280 рассказов, скетчей, юморесок, он был поэтом нью-йоркского дна и нижних ступенек социальной лестницы, мечтатель и фантазёр кирпичных закоулков. На этом конкурсная программа подошла к завершению. Жюри отметило всех участников конкурса Почетными грамотами. Нечахина Ж.А. – учитель русского языка и литературы |