Около 50 лет назад замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор школы и преподаватель - Генрих Саулович Альтшуллер - создал очень интересную и весьма эффективную теорию - теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ).
ТРИЗ дает методики, приемы, законы развития систем, и алгоритмы для решения творческих задач в любых областях человеческой деятельности, в том числе и в области педагогики, Эта теория заставила по-новому посмотреть сначала на способы улучшения (изобретения) технических систем, а потом и, вообще, на способы улучшение любых систем, в том числе и на улучшение системы образования.
ТРИЗ - педагогика оформилась как направление более 15 лет назад. ТРИЗ - педагогика, в основе которой - функционально-системный подход, позволяет в ходе учебного процесса формировать культуру мышления как осознанный, управляемый, целенаправленный и эффективный процесс мыследеятельности, успешно решает задачи проблемного и развивающего обучения и является следующим этапом развития педагогических систем. Формулирование функции искусственного объекта вводит учащегося в мир реальных потребностей, для удовлетворения которых был создан конкретный объект, придает знаниям практический характер и становится естественной исходной точкой к необходимости изучения законов природы, которые лежат в основе принципа действия данного объекта. Использование системного подхода в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов позволяет выявлять связи между элементами, организовать информацию и формулировать выводы, формируя навыки такого умения.
В МБОУ СОШ с. Кижеватово учителя успешно используют данную теорию во внеурочной деятельности. Для овладения ею О. А. Гришина, учитель начальных классов школы, прошла курсы при ГАОУ ДПО « Институт регионального развития Пензенской области». Итогом четырёхлетней работы в этом направлении стало участие в региональном конкурсе «Кубок ТРИЗ Саммита-2016», где из четырёх отосланных работ учащихся работа Лакс Антона заняла 1 место. Его работа состояла из двух частей: настольной игры, помогающей детям запомнить таблицу умножения до 5, вторая часть познакомила ребят с использованием пластиковой тары в быту.
22 июня 2016 г. в Санкт-Петербурге состоялось награждение победителей Международного конкурса для школьников и студентов «Кубок ТРИЗ Саммита-2016». Учащийся 4 класса МБОУ СОШ с. Кижеватово Лакс Антон был награжден дипломом 1 степени в номинации «Изобретательство». За дипломом вся семья отправилась в Санкт-Петербург. Награждение проходило на улице профессора Попова, д. 5 в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете имени В.И.Ульянова (Ленина). Награждение проходило на кафедре факультета компьютерных технологий и информатики в 16.30 ч. Вручали диплом председатель Экспертного Совета ТРИЗ Саммита Ефимов А. В.и руководитель конкурса Кубок ТDS – 2016 Рубина Н. В.
В программу входило посещение музеев, выставок, достопримечательностей северной столицы. Поездка произвела на Антона неизгладимое впечатление: он побывал в замечательном городе на Неве, познакомился с такими же юными изобретателями из других регионов, увидел прекрасные экспонаты и шедевры мирового искусства. Исполненный гордостью и уверенностью в себе, Антон решил продолжать изобретать необходимые и нужные людям предметы.
|